Таллинская 5, офис 208
index.php

Техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации

Рассчитать предварительную стоимость дистанционно!

Для начала пройдите тест, это займет менее минуты!

  • Предварительный аудит – бесплатный
  • Снизим стоимость обслуживания до 20-25%

ООО «Витан» оказывает услуги по техническому обслуживанию систем пожарной безопасности  по г. Санкт- Петербургу и Ленинградской области более 9 лет.

  1. Устраним все замечания по предписанию надзорных органов.
  2. Проведем обследование, ремонт и пусконаладочные работы по системам АУПС и СОУЭ.
  3. Оперативно заключим договор на плановое ТО противопожарных систем.
  4. Присутствуем при проверках надзорными органами и отстаиваем интересы заказчика.

По всем вопросам обращаться по тел: (812) 988-72-52 или на наш Whatsapp +7(994)408-63-17

Нормативные требования

В соответствии с ПОСТАНОВЛЕНИЕМ от 16 сентября 2020 года N 1479

Руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.

При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.

На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.

При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.

Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

Ответственность регламентирована ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.07.2017) “О пожарной безопасности”, где сказано, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

1. Собственники имущества;

2. Руководители федеральных органов исполнительной власти;

3. Руководители органов местного самоуправления;

4. Лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

5. Лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

6. Должностные лица в пределах их компетенции.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.

Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Административная ответственность

Основания и порядок привлечения руководителей организаций к административной ответственности за правонарушения в области пожарной безопасности устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Изготовители (исполнители, продавцы) за уклонения от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний должностных лиц государственного пожарного надзора по обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг) несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

В соответствии со ст. 20.4. Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации нарушение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, – влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

Нарушение экспертом в области оценки пожарного риска порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) либо подписание им заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Уголовная ответственность

В соответствии со ст. 219 Уголовного кодекса Российской Федерации нарушение требований пожарной безопасности , совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, – наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, – наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, – наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

ПРАЙС НА ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ, ЦЕНЫ

№ п/п площадь, (кв.м.) стоимость услуг (руб. с НДС)
1 до 100 14
2 от 101 до 250 11
3 от 251 до 300 10
4 от 301 до 500 9
5 от 501 до 650 8
6 от 651 до 1500 7
7 от 1501 до 2000 6
8 от 2001 до 3000 5
9 От 3001 до 4500 4
10 Свыше 4500 3
Коэффициенты, применяемые при расчете стоимости пожарной сигнализации.
1. По сроку ввода в эксплуатацию пожарной сигнализации.
– новая система пожарной сигнализации до 5 лет -1,0
– от 5 до 10 лет -1,5
– старая система пожарной сигнализации более 10 лет -2

Обратите внимание! Цена обслуживания пожарной системы зависит от масштабов объекта, метода пожаротушения и сложности самого оборудования.

Обычно, стоимость регламентных работ рассчитывается от площади здания, структуры системы, далее эти показатели умножают на коэффициенты. Кроме этого, расценки увеличиваются от следующих факторов:

  • технические средства установлены более десяти лет назад;
  • требуется замена ПО, приборов, узлов или запасных частей;
  • в системе реализованы устаревшие устройства;
  • на объекте установлено несколько отдельных модулей.

Есть и снижающие стоимость факторы, такие как: противопожарное оборудование проверяется комплексно в составе других средств безопасности или вы пользуетесь услугами одной и той же компании. Средние цифры таковы: за объект, площадью в 100 квадратных метров выставляется счет от 3 тысяч до 4 тысяч рублей. Для масштабных предприятий расчеты проводятся, либо из количества квадратных метров, либо по реальным трудозатратам.

 

Главная задача Технического обслуживания (ТО) – это обеспечение непрерывной работоспособности Автоматической системы пожарной сигнализации (АУПС)   и  системы оповещения и управления эвакуации  (СОУЭ).

Обязательность проведения ТО должна быть зафиксирована в инструкции по эксплуатации АПС, которую разрабатывает компания-инсталлятор и на договорных условиях передает заказчику в составе эксплуатационной документации. Данный документ является обязательным, кроме него на объекте должна быть:

  • проектная документация,
  • паспорт АПС,
  • акт приемки в эксплуатацию; паспорта и копии сертификатов на технические средства, подлежащее обязательной сертификации или декларированию,
  • перечень регламентных работ по ТО,
  • график ТО,
  • журнал учета работ по ТО,
  • журнал учета неисправностей,
  • протокол проведения комплексных испытаний,
  • договор с обслуживающей организацией на работы по ТО,
  • должностные инструкции лица, ответственного за эксплуатацию противопожарных систем.


Кроме этого, при наличии дежурного персонала, должны быть должностные инструкции, инструкция о порядке действий при пожаре, график дежурств.

В период выполнения работ по техническому обслуживанию, связанных с отключением элементов АПС, руководитель организации обязан принять необходимые компенсационные меры по защите объектов от пожаров (инструктаж сотрудников, постоянное присутствие дежурных и пр.).

Проведение ТО АПС можно поручить только организации, имеющей соответствующую лицензию. Это определено Постановлением Правительства РФ № 1225 от 30.12.2011 “О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений”.

План-график и регламентные работы

Проведение ТО АПС — мероприятие, оформляемое в виде годового плана-графика, прилагаемого к договору между организацией, эксплуатирующей АПС и обслуживающей организацией. Годовой план-график регламентных работ по техническому обслуживанию пожарной сигнализации включает в себя:

  1. Перечень регламентных работ для каждого месяца.
  2. Состав каждого вида регламентных работ (технологические карты).

Типовой регламент
технического обслуживания систем пожарной сигнализации

Перечень работ Периодичность обслуживания службой эксплуатации объекта Периодичность обслуживания специализированными организациями по договору 1 вариант Периодичность обслуживания специализированными организациями по договору 2 вариант
Внешний осмотр составных частей системы (приемно-контрольного прибора, извещателей, оповещателей, шлейфа сигнализации) на отсутствие механических повреждений, коррозии, грязи, прочности креплений и т.д. ежедневно ежемесячно ежеквартально
Контроль рабочего положения выключателей и переключателей, исправности световой индикации, наличие пломб на приемно-контрольном приборе то же то же то же
Контроль основного и резервного источников питания и проверка автоматического переключения питания с рабочего ввода на резервный еженедельно то же то же
Проверка работоспособности составных частей системы (приемно-контрольного прибора, извещателей, оповещателей, измерение параметров шлейфа сигнализации и т.д.) то же то же то же
Профилактические работы то же то же то же
Проверка работоспособности системы то же то же то же
Метрологическая проверка КИП ежегодно ежегодно ежегодно
Измерение сопротивления защитного и рабочего заземления ежегодно ежегодно ежегодно
Измерение сопротивления изоляции электрических цепей 1 раз в 3 года 1 раз в 3 года 1 раз в 3 года

 

Правила эксплуатации систем АПС и СОУЭ

На объектах все виды работ по техническому обслуживанию (ТО) и планово-предупредительному ремонту (ППР), а также по содержанию установок пожарной автоматики должны выполняться собственными специалистами объекта, прошедшими соответствующую подготовку, или по договору организациями, имеющими лицензию органов управления Государственной противопожарной службы на право выполнения работ по монтажу, наладке и техническому обслуживанию установок пожарной автоматики.

На каждом объекте должен быть назначен для эксплуатации и содержания в технически исправном состоянии установок пожарной автоматики приказом руководителя следующий персонал:

– лицо, ответственное за эксплуатацию установок пожарной автоматики;

– специалисты, прошедшие обучение, для выполнения работ по ТО и ППР установок пожарной автоматики (при отсутствии договора со специализированной организацией);

– оперативный (дежурный) персонал для контроля за состоянием установок, а также вызова пожарной охраны в случае возникновения пожара.

Контроль за соблюдением регламентов ТО и ППР, своевременностью и качеством выполнения работ специализированной организацией должен быть возложен на лицо, ответственное за эксплуатацию установок пожарной автоматики.

Лицо, ответственное за эксплуатацию установок пожарной автоматики, обязано обеспечить:

– выполнение требований настоящих правил;

– приемку работ по ТО и ППР в соответствии с графиком и календарным планом работ по договору;

– поддержание установок пожарной автоматики в исправном и работоспособном состоянии путем проведения своевременного ТО и ППР;

– обучение обслуживающего и дежурного персонала, а также инструктаж лиц, работающих в защищаемых помещениях, действиям при срабатывании пожарной автоматики;

– разработку необходимой эксплуатационной документации и ее ведение;

– информацию в соответствующие органы управления Государственной противопожарной службы о всех случаях отказов и срабатывания установок;

– своевременное предъявление рекламаций:

заводам – изготовителям – при поставке некомплектных, некачественных или не соответствующих нормативно-технической документации приборов и оборудования установок пожарной автоматики;

монтажным организациям – при обнаружении некачественного монтажа или отступлений при монтаже от проектной документации, не согласованных с разработчиком проекта и органом государственного пожарного надзора;

обслуживающим организациям – за несвоевременное и некачественное проведение ТО и ППР установок и средств пожарной автоматики.

Обслуживающий персонал объекта или представитель специализированной организации обязаны знать устройство и принцип работы установки пожарной автоматики на объекте, знать и выполнять требования настоящих Правил, Инструкции по эксплуатации этой установки.

Лица, обнаружившие неисправность установок, обязаны немедленно сообщить об этом дежурному персоналу, а последний – лицу, ответственному за эксплуатацию системы, которое обязано принять меры по устранению выявленных неисправностей.

Обслуживающий персонал объекта или представитель обслуживающей организации, осуществляющие ТО и ППР установок пожарной автоматики, должны производить регламентные работы работы в установленные сроки и вести соответствующую эксплуатационную документацию.

Запрещается в процессе эксплуатации отключать установки пожарной автоматики, а также вводить изменения в принятую схему защиты без корректировки проектно-сметной документации, не согласованные с территориальным органом управления Государственной противопожарной службы.

Администрация объектов обязана обеспечить в период выполнения работ по ТО и ППР, проведение которых связано с отключением установок, пожарную безопасность защищаемых установками помещений компенсирующими мерами, поставка в известность об этом органы управления Государственной противопожарной службы и, при необходимости, вневедомственной охраны.

Оперативный (дежурный) персонал должен знать:

– Инструкцию для оперативного (дежурного персонала);

– тактико-технические характеристики приборов и оборудования установок пожарной автоматики, смонтированных на предприятии, и принцип их действия;

– наименование, назначение и местонахождение защищаемых (контролируемых) установками помещений;

– порядок пуска установки пожарной автоматики в ручном режиме;

– порядок ведения оперативной документации;

– порядок контроля работоспособного состояния установки пожарной автоматики на объекте;

– порядок вызова пожарной охраны.

До назначения на самостоятельную работу обслуживающий персонал обязан пройти производственное обучение на специализированных курсах, организуемых (и при участии) Государственной противопожарной службы на местах.

Персонал, прошедший обучение на специализированных курсах, сдает зачеты по изучаемым вопросам. Успешно сдавшим зачеты выдается квалификационное удостоверение, дающее его владельцу право обслуживать установки пожарной автоматики на объекте. На объекте издается приказ о допуске сдавшего зачет к обслуживанию имеющихся установок.

Персонал, показавший неудовлетворительные результаты на зачете, к обслуживанию установок пожарной автоматики не допускается.

Периодичность прохождения обучения обслуживающим персоналом устанавливается один раз в 5 лет.

У лица из числа обслуживающего персонала, допустившего нарушение требований настоящих Правил, приведшее к неисправности установки или к ложному срабатыванию, в результате которых предприятие понесло материальные потери, изымается квалификационное удостоверение по представлению органов Государственного пожарного надзора и выдается вновь после соответствующей проверки знаний и сдачи зачета.

Работы по техническому обслуживанию (ТО) и планово-предупредительному ремонту (ППР) должны проводиться в сроки, установленные Графиком проведения ТО и ППР, согласованным с Заказчиком.

ТО и ППР подлежат:

– приемно-контрольные приборы, шлейфы сигнализации с извещателями, промежуточные устройства, оповещатели, аппаратура оповещения и управления эвакуацией людей.

Для устранения отказа установок пожарной автоматики в межрегламентный период Исполнитель должен прибыть на обслуживаемый объект по вызову Заказчика в сроки, определенные в договоре.

В случае возникновения отказа в работе системы пожарной автоматики по вине Заказчика все расходы, понесенные Исполнителем по восстановлению работоспособности системы, оплачиваются Заказчиком дополнительно по выставляемому счету.

Исполнитель должен по вызову Заказчика немедленно отбыть на объект для устранения отказа системы пожарной автоматики, могущего повлечь за собой нанесение большого материального ущерба (угроза затопления системой пожаротушения, порча материальных ценностей и т. п.), гибель людей, а также на особо важные и ценные объекты, определяемые на местах органами управления ГПС по согласованию с Администрацией субъектов Федерации. Заказчик до прибытия Исполнителя должен принять меры по приостановке или уменьшению действия факторов, наносящих ущерб.

Исполнитель, независимо от формы поступившего от Заказчика вызова, должен регистрировать его в Журнале учета вызовов.

Все проведенные работы по ТО и ППР, в том числе по контролю качества, должны фиксироваться в Журнале регистрации работ по ТО и ППР, один экземпляр которого должен храниться у Заказчика, другой у Исполнителя.

Записи в обоих журналах о проведенных работах по ТО и ППР, а также выявленных недостатках в содержании и эксплуатации установок пожарной автоматики должны быть идентичны, оформляться одновременно и заверяться подписями ответственных лиц сторон.

Описание выполненных Исполнителем работ должно соответствовать регламентам.

Записи должны констатировать следующий вывод: “Установка (установки) пожарной автоматики сдана (сданы) Заказчику в исправном и работоспособном состоянии в автоматическом режиме и готова (готовы) к использованию по назначению”.

В Журнале регистрации работ по ТО и ППР должно также фиксироваться проведение инструктажа по технике безопасности с персоналом Исполнителя ответственным лицом Заказчика.

Страницы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатями Исполнителя и Заказчика.

В случае отключения Заказчиком части или всей системы пожарной автоматики, связанного с ремонтом защищаемого помещения, наличием дефектов, устранение которых находится вне возможностей Исполнителя, последний временно прекращает работы по ТО и ППР, сделав запись об этом в Журнале регистрации работ по ТО и ППР, уведомив территориальный орган управления ГПС.

Расчеты проводятся на основании выполненных работ, записанных в журнале регистрации работ по ТО и ППР. Порядок расчетов оговаривается в особых условиях по договору.

Время на переезды от места работы Исполнителя к Заказчику определяется на основании фактических затрат, утвержденных приказом руководителя предприятия Исполнителя.

Прием систем пожарной автоматики на ТО и ППР должен осуществляться в период сдачи – приемки монтажно-наладочных работ с оформлением соответствующего договора между Заказчиком и Исполнителем

Виды технического обслуживания

Если говорить о регламенте ТО пожарной сигнализации, то здесь два вида:

  1. Ежемесячное техническое обслуживание, оно же ТО-1. Сюда входит небольшой перечень работ: внешний осмотр, проверка на срабатывание, проведение инструктажа, проверка специальных журналов, осмотр источников питания.
  2. Ежеквартальный, он же ТО-2. Здесь больший перечень работ: ТО-1, проверка того, как работают извещатели, замеряют источники питания на предмет их полной зарядки, прозванивают контуры на предмет соответствия сопротивлению, тестирование датчиков и прочее.

Есть совершенно другой регламент обслуживания пожарной сигнализации. Он связан с проверкой систем, которые определяются по мере их важности. В этом случае ТО-1 остается без изменений. А вот ТО-2 делится на два регламента:

  1. Это комплексная проверка, которая определяет работоспособность системы в целом.
  2. Это объединение ТО-1 и ТО-2, но к ним добавляются еще несколько видов регламентирующих работ. А именно: продувка извещателей, проверяют, насколько надежны крепежные элементы, осматривают, не провисли ли кабеля, и прочее.

Необходимо отметить, что последний регламент из двух вышеописанных более удобен. Потому что проверку можно провести на высочайшем уровне. Это займет большее время, но гарантирует точное определение технического состояния охранной и пожарной сигнализации. При этом разделение по важности дает возможность сократить сроки проведения обслуживания. К примеру, вся система делится на участки по важности. То есть какие-то являются важными, другие очень важными. Первые можно обслуживать один раз в квартал, вторые ежемесячно. И это не противоречит законодательным документам, связанным с периодичностью обслуживания пожарной сигнализации.

Внеплановое техническое обслуживание

В руководящих документах (РД) по пожарной сигнализации нет перечня работ, связанных с внеплановыми проверками. Они не регламентированы, потому что проводятся только в экстренных случаях:

  • автоматика системы сработала ложно;
  • после устранения причин ложного срабатывания;
  • если на пульт управления пришел сигнал, что один из извещателей запылился.

Но виды работ, проводящихся при данном виде проверки, одинаковы и соответствуют часто и ТО-1, и ТО-2. Поэтому на многих объектах внеплановые проверки заносят в график технического обслуживания.

Как проводится проверка работоспособности системы

Регламентные работы должны обеспечивать достаточный объем операций для ежеквартальной проверки работоспособности АПС, оговоренный в Постановлении Правительства РФ №390. В нее входят:

  1. Проверка основного и резервного источников питания.
    2. Контроль технических средств автоматики в дежурном режиме и режиме диагностики.
    3. Проверка работоспособности пожарных извещателей.

Акт проверки работоспособности составляется в свободной форме на основании проведенных работ по ТО и подписывается представителями объекта и обслуживающей организации.

Обслуживание адресных систем пожарной сигнализации

В зависимости от типа АПС, порядок ее обслуживания может иметь принципиальные различия. Существует два основных типа автоматической пожарной сигнализации: неадресная и адресная. В неадресной АПС, как правило, применяются пороговые дымовые извещатели. Это простые приборы, формирующие сигнал о пожаре в случае превышения заданного уровня задымления в дымовой камере. Дымовая камера — конструктивный элемент, подверженный воздействию окружающей среды, и поэтому она со временем запыляется, особенно быстро в производственных помещениях. Чем больше уровень запыленности камеры, тем больше вероятность ложного срабатывания прибора. Поэтому данный тип извещателей требует обязательной периодической чистки от пыли и других отложений на стенках дымовой камеры. К сожалению, для данного типа извещателей невозможно измерить ни уровень запыленности, ни результат профилактической чистки. Поэтому традиционно периодичность чистки составляет 1 месяц, или определяется опытным путем, по наличию ложных срабатываний. Таким образом, имеется высокая вероятность ложных срабатываний из-за загрязнения извещателя, особенно в начале эксплуатации.

В адресной АПС применяются дымовые извещатели, способные формировать предупреждение о своей запыленности. Это позволяет для данного типа АПС перейти от обслуживания по планово-предупредительной схеме к обслуживанию “по заявке”. Получателем предварительного сигнала о необходимости обслуживания целесообразно сразу выбрать обслуживающую организацию, параллельно протоколируя информацию в журнале событий АПС.

При организации технического обслуживания системы пожарной сигнализации не следует пренебрегать документированием. Основным документом, который требует регулярного заполнения, является “Журнал регистрации работ по техническому обслуживанию АПС”. Он заполняется обслуживающей организацией, визируется представителем объекта и хранится на объекте. Современные системы пожарной сигнализации поддерживают электронный журнал событий, в котором могут быть зафиксированы процедуры технического обслуживания. Данная опция полезна для контроля ТО со стороны ответственных представителей объекта.

2.Обслуживание охранно-пожарной сигнализации (ОПС)

Обслуживание охранно-пожарной сигнализации является крайне важной услугой, так как точная работа ОПС служит вашей безопасности. Поэтому обслуживание сигнализации должно производиться вовремя и выполняться квалифицированными специалистами. Правильное обслуживание способно значительно продлить срок службы сигнализации.

Типы обслуживания охранно-пожарной сигнализации

Техническое обслуживание ОПС делится на плановое, выполняемое с периодичностью 1 раз в месяц, и единоразовое, которое осуществляется при выявлении неисправности или поломки.

В плановое сервисное обслуживание ОПС входят следующие работы:

  • Осмотр и проверка датчиков
  • Проверка всех устройств оповещения
  • Осмотр и наладка контрольных приборов
  • Проверка рабочего состояния электропроводки
  • Тестирование всей системы ОПС

После выполнения очередной плановой проверки системы заключается акт о выполненных работах.

Единовременное техническое обслуживание или ремонт ОПС производится при неисправности системы, выхода из строя каких-либо элементов или срабатывания сигнализации при чрезвычайной ситуации. В этом случае мастер выезжает на объект и производит диагностику системы, выявляет и устраняет поломки.

Гарантийное обслуживание охранно-пожарной сигнализации

Гарантийное обслуживание ОПС выполняется в течение определенного срока после установки ОПС и является бесплатным. Как правило, гарантийный срок обслуживания составляет год со дня установки. Гарантийное обслуживание выполняется специалистами фирмы, которая осуществляла монтаж ОПС.

В случае, если неисправность ОПС возникает из-за ошибок в эксплуатации устройств, такой случай не будет считаться гарантийным. Поэтому после установки ОПС все пользователи помещения должны проконсультироваться со специалистом, который расскажет, как правильно пользоваться пожарной сигнализацией.

Обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации

Техническое обслуживание ОПС выполняется в строгом соответствии с регламентом работ. Обязательно должна составляться необходимая документация: договор на ТО и акты проведенных осмотров. Также компания, осуществляющая техобслуживание, должна вести специальный журнал, куда заносится история осмотров и информация о неисправностях.

В договоре на техническое обслуживание охранно-пожарных систем должны быть прописаны следующие пункты:

  • Инженер компании должен производить внешний осмотр ОПС, а также прочищать датчики от пыли и загрязнений
  • Должно производиться тестирование всех блоков питания, проверка работы ОПС в аварийном режиме
  • Специалист обязан отслеживать контроль напряжения и заземления, следить за состоянием кабелей и предохранителей
  • Должно производиться тестирование ПО системы и всех настроек
  • В обслуживание также должен входить периодический тестовый запуск системы

Все работы должны проводиться инженерами с соответствующей группой допуска и разрешением на работы.

Обслуживание систем ОПС – это сложная процедура, требующая большого опыта и квалификации. Несоблюдение регламента или халатность при его проведении может иметь катастрофические последствия.

3.Техническое обслуживание систем пожаротушения

В обеспечении пожарной безопасности объекта основную роль играют системы пожаротушения. Они должны срабатывать быстро и быть безотказными. Чтобы они были исправны их необходимо регулярно проверять и устранять выявленные неполадки. Для этого проводят техническое обслуживание систем пожаротушения. Оно состоит из нескольких этапов и множества мероприятий. Каждое из них подходят под определенный случай. Кроме того, все процессы, связанные с системами пожаротушения документируют.

Основные правила

Обслуживание пожаротушения (систем и установок) частично производит владелец или арендатор объекта. Руководитель предприятия назначает ответственное лицо, а его обязанности в данной сфере прописывает в должностную инструкцию. Большая часть работ по техническому обслуживанию проводит специализированная организация. С ней заключают договор, где прописывают условия вплоть до сроков выезда на объект в случае экстренного вызова.

Все работы регламентированы документом РД 25 964-90. Основная информация о сроках обслуживания, технических параметров содержится в эксплуатационных документах к системе пожаротушения либо ее элементам. После установки оборудования заполняют паспорт на систему, он также играет роль в проверках и их идентификации.

 

Виды работ

Различают следующие виды работ:

  1. внешний осмотр;
  2. профилактические работы;
  3. проверка работоспособности.

Внешний осмотр позволяет определить состояние систем пожаротушения с технической точки зрения. В процессе такого обслуживания системы специалист проводит визуальный осмотр всех элементов, узлов и агрегатов, может пользоваться измерительными приборами. Выявляют различные дефекты и повреждения: протечка труб, ржавчина на металлических частях, разъединение элементов и т.п.

Профилактические работы в рамках технического обслуживания необходимо проводить регулярно. Они предполагают прочистку труб, смазку механизмов, удаление ржавчины. Специалист должен уделить внимание неисправному оборудованию и сделать его замену. Важно, чтобы новые элементы были аналогичными по параметрам со старыми. Профилактика помогает предупредить возникновение неисправностей и дефектов в системах пожаротушения.

Проверка работоспособности – комплекс технических мер, направленный на проверку исправного функционирования системы. Так как современные системы автоматического пожаротушения оснащаются электроникой, то внешний осмотр, профилактика. Проверка работоспособности должны затрагивать не только технологическую часть, но и электротехническую с сигнализационной.

По регулярности проведения различают следующие типы обслуживания различных систем пожаротушения:

плановое (согласно утвержденного графика);

внеплановое (при ложных срабатываниях, неисправностях).

Визуальный осмотр и проверку работоспособности проводят минимум 1 раз в месяц. Сроки профилактических работ устанавливаются на основании информации из эксплуатационных документов и других данных от производителя.

 

Этапы работ

Первая задача – обязательный поиск подрядчика с соответствующими полномочиями и технической базой. Осмотры проходят в сопровождении представителя заказчика (владельца либо арендатора объекта).

Техническое обслуживание установок пожаротушения начинается с изучения объекта, оборудования и документации. Далее специалист проводит анализ полученных данных и приступает к осмотру технологической части. Как правило, к ней относят трубопроводы, измерительные приборы и аппаратура, электрооборудование, запорная арматура.

Затем проверяют состояние и свойства огнетушащего вещества. Электротехнической части уделяют много внимания, как и системам сигнализации. Делают также замер сопротивления и контролируют работоспособность всех источников электропитания. Последних обычно два – основной и резервный.

Профилактические работы – промежуточный и важный этап всего процесса технического обслуживания.

После осмотра и точечной проверки всех элементов наступает очередь профилактики. На этом этапе техническое обслуживание различных установок пожаротушения представляет собой своеобразные испытания.

Даже после всех необходимых замеров и осмотров часто выявляют неисправности в работе. Тогда возможен ремонт с устранением дефектов и заменой неисправных частей.

Заканчивается обслуживание составлением документации о проведенных работах. В конце специалист утверждает результат с заказчиком и дает консультации. Иногда оборудование устаревает и его нужно заменить, могут появиться вопросы о других частях системы. Все работы и консультации по техническому обслуживанию должны соответствовать нормативным документам.

 

Особенности для различного оборудования

Так как устройство систем пожаротушения во многом зависит от вида огнетушащего вещества, то обслуживание водяного пожаротушения будет отличаться от проверки и осмотра газового варианта. Специалист должен быть компетентным в этих вопросах и знать нюансы функционирования и устройства каждого типа.

Техническое обслуживание водяных установок и систем подразумевает регулярное определение уровня воды в резервуаре. Проверяющий в ходе технического обслуживания систем и установок водяного пожаротушения фиксирует данные об этом в отдельном журнале. Если уровень огнетушащего вещества значительно изменился без видимой причины, то есть большая вероятность обнаружения протечки бака либо трубопровода.

Каждый месяц проводят проверку насосной станции, каждые 2 недели необходимо запускать насосное оборудование. В системах водяного пожаротушения каждый год проверяют на исправность манометры, с той же периодичностью проводят ревизии пневмобака.

В обслуживание порошкового пожаротушения помимо стандартных работ входит ежемесячное определение давления в баллонах. Данные сопоставляют с нормативными, как и качество порошковой смеси, сроки проверок которой указаны в технической документации. После активации баллонов с огнетушащим веществом прибегают к продуванию емкостей азотом с целью очистки.

 

Обслуживание систем газового пожаротушения также имеет свои особенности. Количество огнетушащего вещества обычно определяют с помощью взвешивания. Есть и другой вариант – контроль давления. Есть разница в этом процессе для модульных и централизованных систем.

После срабатывания делают заправку газовым огнетушащим веществом, газом-пропеллентом, производится замена вышедших из строя элементов (пиропатронов, модулей). Техническое обслуживание газового пожаротушения предполагает осмотр для выявления пломб, маркировки модуля, устройств от самопроизвольного запуска систем и установок.

Документация

На предприятии должны быть основные документы. График обслуживания в установленное время составляют заранее, если введена новая установка, то в него вносят изменения. Создают регламент проведения таких работ. После каждого обслуживания составляют акт приема-передачи, а данные заносят в журнал.

 

Записаться
[contact-form-7 404 "Not Found"]
Подготовка к проверке пожарного надзора
Сделать заказ

Укажите ваши данные и мы свяжемся с вами

Наименование компании / ФИО

Контактный телефон

Интересующая услуга

Удобное время для звонка

Яндекс.Метрика

Разработка и продвижение